Аутизм – тяжелое нарушение, проявляющееся в детском возрасте и впервые описанное Каннером.

С каждым годом количество детей с расстройством аутистического спектра растет, если в 2000 г. в США таких детей было зарегистрировано 6 на 1000, то уже в 2006 – 8 на 1000 человек . Среди мальчиков оно встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Хотя в большинстве своем аутичные дети взаимодействуют с миром, прибегая к солипсической модели поведения, свойственной младенцам, и также мало общаются с миром, их телесное развитие значительно опережает психическое. Демонстрируемые ими реакции и экспрессивные движения отличаются достаточной комплексностью (если только они не находятся в состоянии «замороженное»), а следовательно, более информативны, чем те же проявления у младенцев. Поскольку их центральная нервная система вполне сформировалась, определенные действия и реакции или отсутствие таковых обусловливаются не потенциальной неспособностью их осуществлять, а тем, что по той или иной причине имеющийся потенциал остается нереализованным. Хотя, скорее всего, они воспринимают внешний мир не так, как младенцы, их переживания не проходят через призму сложной личности,— по крайней мере, настолько сложной, каковая присуща здоровым детям этого возраста.

Мы не можем с полной уверенностью констатировать, насколько примитивна структура их личности. Но в отличие от слабоумных детей, реакции которых тоже недостаточно сформированы для их возраста, личность аутичного ребенка может достичь колоссальных вершин совершенства. И если в результате лечения такое в конце концов происходит, то это случается уже в более старшем возрасте, и дети либо могут рассказать нам о происходящем с ними, либо могут дать обилие подсказок, благодаря которым мы можем больше узнать об особенностях их развития и о факторах, влияющих на ход этого развития.

В большинстве психиатрических учреждений практикуется следующий подход: всякого ребенка, даже психотического, побуждают видеть мир таким, каков он есть — как раз то, что психотик сделать не в состоянии. Задача психоаналитика— создать для него мир, кардинально отличный от того, который он в отчаянии покинул, куда он может войти прямо сейчас, оставаясь при этом самим собой. Это прежде всего означает, что он должен чувствовать наше присутствие в своем собственном мире, а не снова в который раз ощущать, что «все тут хотят перетащить меня из моего мира в свой».

В психиатрических больницах Украины психоанализ не практикуется для лечения детей, страдающих аутизмом. Целью моей практики было наблюдение и анализ аутичных детей в условиях стационара. Психоанализ является единственным видом терапии способным вылечить таких детей. Однако, для этого требуется содержание детей в специализированных учреждениях, без родителей.

Читать далее или сохранить полную версию (.pdf)